Публикации о Мангистау (Мангышлак) и городе Актау (Шевченко) в журнале «Декоративное искусство СССР» №8 за 1980 год.
Читать журнал «Декоративное искусство СССР»
Процесс градостроения в Казахстане вообще тесно связан с развитием производительных сил. С освоением новых промышленных районов возникли новые города угольщиков, металлургов, химиков, нефтяников, энергетиков. Это Экибастуз, Абай, Темиртау, Шевченко, Каражал и др. Даже с точки зрения современных широких возможностей рождение Казахстанского города Шевченко можно считать героизмом. По достоинству градостроителям Шевченко были присуждены Государственная премия СССР и премия имени Патрика Аберкромби Международного Союза архитекторов.
Центр новорожденной Мангышлакской области город Шевченко — результат процесса, движимого социально-экономическими и научно-техническими предпосылками. Только благодаря титаническому труду покорителей полуострова сокровищ, опираясь на новейшие достижения науки, техники и архитектурного искусства, можно было создать город в экстремальных условиях полупустыни, где наличие питьевой воды — роскошь, выращивание зелени — подвиг. Создатели Шевченко расположили город открытым к морю. Это продиктовало удачную планировочную структуру. Крупные жилые районы расположены вдоль побережья. Они поперечными зелеными клиньями связаны с морем. Облик города в основном формируют индустриальные пяти-, восьми-, девяти-, одиннадцати-этажные жилые дома. Находясь в определенных соотношениях между собой, наряду с необходимыми учреждениями обслуживания в архитектуре микрорайонов эти жилые дома образуют интересную объемно-пространственную среду. Своеобразна архитектура центра. Здесь сложилась продуманная цельная система общественных зданий, куда входят: дворец культуры им. Абая, общественно-торговый центр, кинотеатр «Юбилейный», гостиница «Актау» и административное здание. И все-таки об одном можно сожалеть. В Мангышлакской области находятся много сотен памятников архитектуры, донесшие до нас художественно-образное мышление древних мастеров, их методы виртуозной обработки ракушечника. Однако в городе ни в малых архитектурных формах, ни в монументально-декоративных работах эти моменты не нашли должного отражения.
Публикация: Архитектура наших городов
Автор: Шота Валиханов
Публикация: Общественный интерьер: две тенденции
Автор: Наталия Вул
Публикация: Памятники Мангышлака
Автор: Наталья Ибраева
Мангышлак — это царство камня, созданное природой для истинных скульпторов (каменотесов). На нем сосредоточены различные сооружения из камня, сведенные в некрополи (бейты), насчитывающие свыше тысячи ансамблей. На Мангышлаке петроглифы и орнаменты сакральных сооружений одухотворены за счет синтеза суфизма (принесенного шихами еще в средневековье из Туркестана и Северного Хорасана) и живого наследия шаманской культуры евразийского ареала. Казахские мастера рода Адай работали здесь в XIX веке так, словно еще не закончился неолит или эпоха бронзы (менгиры, дольмены), а XX век уже наступил.
Публикация: Ориентиры древности
Автор: Алан Медоев