Декоративное искусство СССР 1980 год

Публикации о Мангистау (Мангышлак) и городе Актау (Шевченко) в журнале «Декоративное искусство СССР» №8 за 1980 год.

Читать журнал «Декоративное искусство СССР» №8 за 1980 год

Процесс градостроения в Казахстане вообще тесно связан с развитием производительных сил. С освоением новых промышленных районов возникли новые города угольщиков, металлургов, химиков, нефтяников, энергетиков. Это Экибастуз, Абай, Темиртау, Шевченко, Каражал и др. Даже с точки зрения современных широких возможностей рождение Казахстанского города Шевченко можно считать героизмом. По достоинству градостроителям Шевченко были присуждены Государственная премия СССР и премия имени Патрика Аберкромби Международного Союза архитекторов.
Центр новорожденной Мангышлакской области город Шевченко — результат процесса, движимого социально-экономическими и научно-техническими предпосылками. Только благодаря титаническому труду покорителей полуострова сокровищ, опираясь на новейшие достижения науки, техники и архитектурного искусства, можно было создать город в экстремальных условиях полупустыни, где наличие питьевой воды — роскошь, выращивание зелени — подвиг. Создатели Шевченко расположили город открытым к морю. Это продиктовало удачную планировочную структуру. Крупные жилые районы расположены вдоль побережья. Они поперечными зелеными клиньями связаны с морем. Облик города в основном формируют индустриальные пяти-, восьми-, девяти-, одиннадцати-этажные жилые дома. Находясь в определенных соотношениях между собой, наряду с необходимыми учреждениями обслуживания в архитектуре микрорайонов эти жилые дома образуют интересную объемно-пространственную среду. Своеобразна архитектура центра. Здесь сложилась продуманная цельная система общественных зданий, куда входят: дворец культуры им. Абая, общественно-торговый центр, кинотеатр «Юбилейный», гостиница «Актау» и административное здание. И все-таки об одном можно сожалеть. В Мангышлакской области находятся много сотен памятников архитектуры, донесшие до нас художественно-образное мышление древних мастеров, их методы виртуозной обработки ракушечника. Однако в городе ни в малых архитектурных формах, ни в монументально-декоративных работах эти моменты не нашли должного отражения.

Публикация: Архитектура наших городов
Автор: Шота Валиханов

Алма-Ата и Шевченко — города, где архитекторам удалось не только сохранить ландшафт, но и вступить с ним в сложные отношения взаимодополнительности и противоборства. Здесь достигнута архитектурная, художественная полнота градостроительного искусства. Сегодня везде — от Алатау до транссибирской магистрали — началась работа по переадаптации городской среды к потребностям, рожденным в конце XX века и возможностям века XXI.

Публикация: Общественный интерьер: две тенденции
Автор: Наталия Вул

Средневековая архитектура на территории Мангышлака и Устюрта — пустынного полуострова у северо-восточных берегов Каспия — явление уникальное и только недавно открытое для науки. За последние годы здесь зарегистрировано около 600 некрополей, среди которых имеется несколько сотен купольных мавзолеев, тысячи сагана-тамов (бескупольных мавзолеев) и десятки тысяч кой-тасов и кулып-тасов (стел). Значение этого открытия огромно, ведь до последнего времени наука не располагала данными о существовании у кочевников монументальной каменной архитектуры. Конечно, может показаться странным отсутствие на Мангышлаке таких же по уровню гражданских и жилых построек. Но объяснение этому нужно искать в веками складывавшемся жизненном укладе кочевников и в их верованиях. В суровых условиях безводья кочевое животноводство было здесь единственным видом хозяйственной деятельности. Оно не могло способствовать развитию оседлой жизни и «стационарной» архитектуры. Жилые постройки на зимовках считались временным, второстепенным жильем по сравнению с юртой, и к их благоустройству не прилагалось особых усилий. И лишь «последнее пристанище» кочевника после полной случайностей и скитаний жизни — погребальные и культовые сооружения были предметом особых забот.

Публикация: Памятники Мангышлака
Автор: Наталья Ибраева

На Мангышлаке вдоль подножий хребта Каратау у родников (оазисы) открыты (в 1966 — 1969 годах) многочисленные стоянки, представленные архаичными, но аллохтонными комплексами каменной индустрии с трапециями и ярко выраженными элементами капсийской (острия) и гелуанской (наконечники стрел) культур. Гипотезы советских и зарубежных исследователей о путях проникновения в Европу производящего хозяйства (через Закаспий) получают здесь обоснование на фактических данных.
Мангышлак — это царство камня, созданное природой для истинных скульпторов (каменотесов). На нем сосредоточены различные сооружения из камня, сведенные в некрополи (бейты), насчитывающие свыше тысячи ансамблей. На Мангышлаке петроглифы и орнаменты сакральных сооружений одухотворены за счет синтеза суфизма (принесенного шихами еще в средневековье из Туркестана и Северного Хорасана) и живого наследия шаманской культуры евразийского ареала. Казахские мастера рода Адай работали здесь в XIX веке так, словно еще не закончился неолит или эпоха бронзы (менгиры, дольмены), а XX век уже наступил.

Публикация: Ориентиры древности
Автор: Алан Медоев

Вся информация на сайте носит исключительно образовательный характер и не может служить прямым указанием для поиска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

Максимальный размер загружаемого файла: 512 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, текст, архив. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда